Украина. Мясо дешевеет, потому что... исчезает

Фильтры

Регион

Новости

Украина. Мясо дешевеет, потому что... исчезает

Согласно данным статистики, подтвержденным Минпромполитики, на частные хозяйства в Украине приходится 63,9 процента общего поголовья мясного и молочного стада, 59,1 процента поголовья птицы. Это Рокитские сегодня кормят нас мясом и поят молоком. И это Рокитские сегодня поставлены в такое положение, что они вынуждены прекратить свою деятельность и освободить рынок для импортеров.

В мае-июне доходы производителей мяса значительно уменьшились: за несколько недель закупочные цены на их продукцию снизились на 15-25 процентов. Фермеры и компании связывают эту тенденцию с ростом импорта, а чиновники считают, что причиной падения цен стало увеличение производства мяса. Какова же картина на самом деле?

Хозяйки сегодня рады: цена лучших сортов говядины снизилась до 22-24 гривень за килограмм, свинины – до 28-30. Как сообщает областное управление статистики, объемы продажи животноводческой продукции выросли в первом полугодии на 5,6 процента по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Это и вызвало относительное снижение цен.
Радуясь этому, вряд ли каждая хозяйка задумывается над тем, что по дороге от фермы до прилавка за каждым крестьянином стоит посредник и только благодаря «стараниям» этого посредника мясо уже никогда не станет дешевым: фермер режет последнюю скотину...
Есть что-то символическое в том, что нынешний год, объявленный властью «годом села», грозит стать годом его катастрофы. Прежде всего, в области животноводства.
Красноречивый факт на днях озвучило руководство КРУ в Одесской области. «Шестьсот миллионов гривень потеряли производители мяса Одесской области за последние два года», – сообщил 20 июля во время подведения итогов второго квартала 2006 года первый заместитель начальника КРУ в Одесской области Василий Приймак.
По его словам, в Украине до сих пор на законодательном уровне не отрегулирован вопрос выделения средств на покрытие разницы в ценах на мясо. Кроме того, на пути от производителя мяса к потребителю существует очень много посредников, что, с одной стороны приводит к завышенным ценам на мясо, а с другой – делает все более бессмысленным его производство в рядовом фермерском хозяйстве.
...Василий Рокитский только что вернулся из налоговой инспекции. «Закрывал предприятие, – подводит он итог своей фермерской деятельности. – Смыла продолжать нет. Судите сами: закупочная цена на говядину, по которой у меня согласны покупать мясо в живом весе – от четырех с половиной до пяти гривень двадцати копеек за килограмм. Себестоимость производства – восемь-девять гривень. И это при том, что цены на зерно, на электроэнергию, на горюче-смазочные материалы не будут расти каждый месяц. А они растут каждую неделю... Дотация от государства составляет не более полутора гривень за каждый килограмм сданной на мясокомбинат продукции. Но для получения дотации сегодня нужно в десять раз больше предоставить разных справок и объяснений. И даже если я выстою в этой «беспощадной» борьбе с местными бюрократами и получу деньги, мне их все равно не хватит. Убыток на каждом килограмме той же говядины составит не меньше двух-трех гривень».
– Когда начинал фермерство в 2002 году, – продолжает Василий, – я видел перспективу в том, чтобы развивать специализированное хозяйство, начиная с малого – выращивания бычков мясной породы с тем, чтобы за два-три года довести поголовье до 100 голов. И поначалу у меня все складывалось именно так, как я и планировал, потому что можно было планировать. Согласитесь, что до 2004 года цены у нас оставались более-менее стабильными, а уровень их роста колебался в каких-то пяти-шести процентах и все можно было прогнозировать. К тому же, я заранее планировал пополнение стада за счет племенного молодняка, который привозил из опытного хозяйства под Вышгородом, Киевской области.
И тут – 2005-й год, который оказался подобен стихийному бедствию. Вместо того, чтобы думать, как развиваться, нужно было думать, как выжить. А если у тебя в хозяйстве уже 35 голов, и кормить их нужно каждый день, поневоле начнешь чесать в затылке. Ничего, справился. Только к осени прошлого года я узнал, что пополнение племенного поголовья мне уже не по карману – цена на него поднялась вдвое, предложили покупать молодняк молочного направления по старой цене. Но так не работают. На молочном стаде ни один нормальный хозяин не занимается производством мяса. Любой житель села вам на пальцах посчитает, насколько это глупо и невыгодно. Но кто у нас сегодня об этом думает «наверху», если производство мясного племенного поголовья в стране практически уничтожено?
Вот и получается, «куда ни кинь – всюду клин». Итог: если в 2004 году за каждый килограмм мяса, сданного в живом весе, я получал прибыль – в гривню и больше, причем с ростом поголовья у меня пропорционально снижались затраты на производство, – то после 2004 года все стало в точности до наоборот. Я получаю убыток до трех гривень, и размер этого убытка может только расти. Компенсация государства, даже если я ее получу без усилий, меня все равно не спасет. Поэтому сегодня единственный выход – вырезать весь скот и прекратить заниматься этим.
Вот почему у нас падает цена на рынках. Власть пытается представить эту картину как своей несомненный успех, в то время, как это – очевидные признаки катастрофы.
«Закупочные цены на мясо в Украине вернулись примерно к тому уровню, на котором они были в 2004 году, – в интервью газете «Экономические известия» заявил на днях генеральный директор корпорации «Тваринпром» Сергей Гнатюк. – Причиной снижения стало увеличение импорта. И больнее всего это ударило по мелким производителям и фермерам, у которых мясное поголовье составляет от нескольких десятков до двух сотен. У них получается слишком высокая себестоимость, а при нынешнем уровне закупочных цен это ведет к банкротству. Однако снижение закупочных цен на мясо не привело к существенному снижению цен на розничном рынке мясопродуктов. В рознице цены по-прежнему диктуют посредники и торговля – они и зарабатывают».
Профессиональный комментарий руководителя крупнейшего животноводческого концерна страны к сказанному простым фермером Василием Рокитским, может быть, мало кого обеспокоит. Дескать, «один фермер погоды не сделает». Но это может сказать только человек, не знающий истинной картины в сельском хозяйстве нашей страны и, в частности, положения, сложившегося в животноводстве.
Только в этом году, согласно данным того же Минпромполитики, на 20,3 процента увеличилась реализация продуктивного стада и птицы... на забой. Во всех регионах страны наметилось резкое сокращение поголовья крупного рогатого скота, коз, овец и птицы. При нынешней стоимости ГСМ, удобрений и комбикормов содержание животных продолжает оставаться убыточным, несмотря на дотации государства, которые сегодня, как правило, так и не доходят до тех, кому изначально предназначались.
Думается, по итогам года, мы придем к решению, что «год села» следует переименовать в «год обогащения за счет села». Во всяком случае, об этом нам лишний раз напоминает сама власть, демонстрируя то, что происходит на самом деле, в отличие от того, что она обещает. Лучше всего это иллюстрируют выводы все того же Контрольно-Ревизионного Управления по Одесской области. Как сообщает Василий Приймак, в июле КРУ завершило ревизию использования субвенций госбюджета на компенсацию затрат крестьянским хозяйствам. «По результатам проверки было предупреждено незаконное использования средств в размере 3,8 миллионов гривень. Наибольшие нарушения установлены в Саратском, Тарутинском, Беляевском и Белгород-Днестровском районах области. Размеры «нарушений» – от 350 до 600 тысяч гривень по каждому району.
При таких масштабах злоупотреблений фермеру Рокитскому, по крайне мере, в Одесской области делать уже явно нечего.

Час пик

Также в разделе

Комментарии (0)

Ожидается скачок цен на мясо

Проверьте прогноз на позиции по регионам
получить в течении 1 часа
Этот сайт использует cookies и передает данные службам веб-аналитики для улучшения функционала. Пользуясь сайтом, вы соглашаетесь с этим.